Фан-сайт
Светлана Сурганова. Интервью после концерта в Петрозаводске
В клубе «Das Kapital» прошел большой концерт «Светланы Сургановой и Оркестра». Все было по-честному, все работали. Музыканты на площадке творили свое действо, производя волны энергии, которой хватило бы на пару таких залов. Публика сопереживала, периодически придумывая акты поддержки музыкантам – аплодисменты, поднятые вверх тарелочки, шарики и прочие. Сама Сурганова создавала динамику из статики – играла, пела и читала стихи сидя. На бис вышла с палочкой, весело пояснив, что слава доктора Хауса не дает ей покоя – отсюда и трость.
Видно было, что устала, а тут еще люди с вопросами…
— Когда песни лучше писать – в юности, когда все впереди, или потом, когда есть опыт, может, даже драматический?
— Легче, конечно, когда ты еще не обременен знанием, опытом и «грузом» великих. С возрастом повышается ответственность, ты тянешься к лучшим образцам, и поэтому все больше сам себя начинаешь не устраивать: становится строже внутренняя цензура, развивается самокритика, которая иногда ставит палки тебе в колеса. Тут нужно вовремя остановиться, прекратить критиковать себя и снова «впасть в детство». Стать чистым листом, чтобы воспринимать этот мир просто. Быть проводником в нем и не стесняться собственных мыслей. Я это все уверенно говорю вам, но на самом деле это мой аутотренинг. Я рассказываю о собственных переживаниях, которые сейчас мешают моему творчеству. Чем старше я становлюсь, тем меньше у меня песен. Я, конечно, по этому поводу немного нервничаю, переживаю. Но, с другой стороны, эти переживания всегда являются поводом работать над собой, периодически лишать себя каких-то комплексов, решать творческие задачи. Я думаю, что все наладится. Благодаря такой вот аудитории, публике, которая была сегодня в Петрозаводске. Это такая феерия, такая моральная поддержка! Огромное спасибо.
— Зачем вам трость?
— Немножко еще болит нога — меня два месяца назад прооперировали. Я сломала ногу в Аргентине на съемках передачи «Жестокие игры». Неудачное было приземление. Я считаю, что бью все рекорды по реабилитации и восстановлению, но все равно те штыри, что были ввинчены в мою лодыжку, еще мешают моей ноге нормально сгибаться, и палочка мне пока нужна.
— Вы теперешняя отличаетесь от той, что были в детстве?
— Один врач, очень хороший психолог, мне недавно сказал: «Вы ведете двойную жизнь, выдаете себя не за того человека». Я ему: «Я — шизофреник? Во мне два начала? Два конца?» Он: «Нет, вы, по всей видимости, пытаетесь придерживаться каких-то устоев. С другой стороны, чувствуется, что вас многое не устраивает и раздражает. Но вы боитесь выказать раздражение, чтобы никого не обидеть. Плюс боитесь казаться хуже, чем есть на самом деле». Мне кажется, что я не изменилась с возрастом. Как была застенчивым кроликом, так и осталась. Со всей кучей комплексов. Сейчас, может, чаще могу себе позволить говорить правду людям в глаза. Сама собой пришла к такому выводу: когда, боясь обидеть людей, ты сдерживаешься, копишь в себе негатив, приучаешься к неискренности в общении с родными, близкими, друзьями, сотрудниками, то сразу запускаешь механизм, который начинает тебя разлагать. Надо быть честным. Чтобы прийти к этому, я провела с собой серьезную работу. Не надо бояться разговаривать друг с другом и рассказывать о том, что у тебя наболело. Нельзя копить обиды – они начнут прокисать внутри. Потом – как доктор говорю – все это может вылиться в такой нехороший гнойник.
— Что вас смешит?
— Наверное, удачные умные шутки… Сегодня за обедом смеялись с друзьями над стишками-пирожками – есть такая форма творчества «ВКонтакте».
— Предчувствиям верите?
— Я часто прислушиваюсь к своим ощущениям. И крайне редко меня подводит интуиция. Наверное, это вообще Скорпионам свойственно. Женщинам чуть больше, чем мужчинам. Не знаю… Вокруг нас масса знаков, надо уметь их расшифровывать, ими нельзя пренебрегать.
— Что в жизни важно, а что второстепенно?
— В жизни нет второстепенного.
— Вам тоже кажется, что самое главное в жизни – любовь?
— По-моему, любовь – это основа основ. Матрица, суть всего происходящего. Это то, из чего мы появились, состоим и во что в конечном итоге уйдем. Потому что все, что здесь появилось, – это я сейчас в рамках Вселенной считаю – это плод великой фантазии и любви очень изобретательного создателя. Чем старше становлюсь, тем крепче во мне убеждение, что в создании мира не обошлось без высших сил… Чаще мы называем их Богом. Мы не имеем права подвести его, испортить замысел. Задача человечества – сохранить, приумножить и развить этот замысел, потому что он великолепен.
— А ваша цель?
— Быть звеном этой цепи. Приумножать. Приукрашать. Сохранять.
— Вы когда поете, представляете себе какого-то конкретного человека?
— Да, это особенно раньше было, поначалу. Каждая песня пелась кому-то. Сейчас мои песни в большей степени обращены в космос, во вселенную, в пространство. Не потому что исчезла актуальность, просто раздвинулись границы.
— Вы работаете со словами. В каких ситуациях слова не нужны?
— Когда ты чувствуешь, что наступает время тишины и нужно делать паузу в словах. Как в песне у Макаревича. И еще нужно уметь промолчать, когда тебя провоцируют. Тут очень важно не поддаваться, не садиться на эту волну – это я по ходу импровизирую, – а помолчать и подумать. Не рефлексировать сразу же.
— Это же очень трудно!
— Крайне сложно! Вот почему пауза – это как спасение. Ты успокоишься сам, не дашь заработать очко тому, кто тебя провоцирует, и у тебя будет возможность не наращивать негатива. Это то, над чем я работаю уже не первый год. Сложно дается…
— У вас есть методика какая-то?
— Да нет, я просто сама рассуждаю над жизнью и пытаюсь делать выводы.
— Вам известны все приметы, какая счастливая?
— Когда яркий солнечный день, чистое небо – для меня это очень хорошая примета. Я ужасно люблю просыпаться, когда светит солнце. Мое самочувствие напрямую зависит от солнца. Иногда, особенно в детстве, ты привязывал понятие удачи-неудачи к каким-то смешным явлениям. Я сейчас даже и не вспомню… Сейчас я уже немножко устала и мой мозг отказывается работать… Я сейчас не лучший собеседник. Мне самой не нравится, как я отвечаю на вопросы. Мне бы не хотелось продолжать…